Главная
Биология
Программы
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Тематическое планирование
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Конспекты уроков
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Химия
Программы
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Тематическое планирование
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Конспекты уроков
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
География
Программы
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Тематическое планирование
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Конспекты уроков
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Статьи
 
 
 
 
 
 
 

Основные среды обитания организмов. Наземно – воздушная среда.

Тема: Основные среды обитания организмов. Наземно – воздушная среда.
Цель: дать общее представление о средах обитания организмов, а также характеристику наземно – воздушной среды, основных экологических факторов, действующих в наземно  - воздушной среде.
Базовые понятия и термины:  среда обитания, наземно – воздушная среда обитания, освещенность, светолюбивые виды, теневыносливые виды, тенелюбивые виды, температура, анабиоз, холодоустойчивые организмы, теплолюбивые организмы, терморегуляция, влажность, газовый состав атмосферы.
Оборудование и материалы: таблицы со схемами действия экологических факторов в наземно – воздушной среде; фотографии или рисунки растений и животных, обитающих в наземно – воздушной среде.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Вопросы к учащимся
Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
Какая из сред обитания является наиболее разнообразной?
Какие экологические факторы могут воздействовать на живые организмы в разных средах обитания?

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя.
Общая характеристика среды обитания. Особенности наземно – воздушной среды обитания. Начинать изучение разных сред обитания логичнее было бы с водной среды, в которой и зародилась жизнь. Но поскольку мы сами жители наземно –воздушной среды и большинство живых организмов, которых мы используем, тоже, то можно рассмотреть именно эту среду прежде других.
Изложение материала о влияние на живые организмы, обитающие в наземно – воздушной среде, различных факторов:
А) освещенности;
В) температуры;
В) влажности;
Г) газового состава атмосферы.

                                 ИНФОРМАЦИЯ К ТЕМЕ УРОКА
Выход живых организмов на сушу был обусловлен  множеством причин. В процессе эволюции морских организмов между ними возникала все более и более сильная конкуренция. Представители многих групп организмов перемещались в пресноводные водоемы, но общая площадь, занимаемая реками и озерами, очень мала, и, кроме того, они время от времени пересыхают. Между тем суша, пока еще лишенная почвы, имела определенную привлекательность: ни для растений, ни для животных на суше вначале не было конкуренции.              
Однако  на суше у животных организмов возникли  проблемы из – за которых она долгое время  оставалась не обитаемой. Самой главной проблемой была высыхание, так как в воздушной среде вода легко испаряется.  У наземных организмов развились разного рода водонепроницаемые покровы, но при этом возникла новая  проблема водонепроницаемые покровы непроницаемы также и для газов, а между  тем всем организма необходим газообмен с окружающей средой. У большинства  наземных организмов развились внутренние поверхности для газообмена, что позволило ограничить потери воды.
Другое осложнение , сопряженное с жизнью на суше, обусловлено тем , что ввиду разной плотности воздуха и воды , гидростатическая сила, помогающая уравновесить вес животного, в воздухе гораздо меньше, чем в воде. Поэтому организмам, находящимся в воздушной среде, необходимы прочные скелеты, иначе они рухнут на землю в виде бесформенной массы.
Первыми завоевателями суши были, вероятно, растения и животные, жившие в приливно – отливной зоне или же в периодически пересыхавших водоёмах, т. Е. организмы, уже приспособившиеся к коротким периодам существования вне воды. Когда у таких организмов  возникли адаптации, позволяющие им постоянно находиться вне водной среды, они стали действительно не зависимыми от воды.
Какие адаптации могли быть у этих первых обитателей суши? Потеря воды организмом снижалась  покрывающим тело слоем слизи, задерживающим испарение. Этим же целям служил наружный скелет, например раковина улитки или панцирь у ракообразных. Такие же функции может нести несколько уплотненная чешуя рыб.
У растений, вышедших на сушу , появились ткани и органы, способствующие решению стоящих перед наземными организмами проблем.
3. ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа
Как влияют на живые организмы ультрафиолетовые лучи?
Что защищает от ультрафиолетовых лучей живые организмы, обитающие в наземно – воздушной среде обитания?
Что может происходить при воздействии небольших доз ультрафиолетовых лучей?
Чем отличаются тенелюбивые растения от теневыносливых?
Назовите пределы оптимальных значений температуры для основной массы видов живых организмов.
Какие температурные адаптации животных вы знаете?
4. САМРСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
Дать ответы на вопросы.
Как влияют на живые организмы инфракрасные лучи?
Чем отличаются светолюбивые виды от тенелюбивых?
Какую роль играет свет в жизни животных?
Каков биологический смысл анабиоза?
Какие адаптивные приспособления растений и животных к низким температурам вы знаете?
В чём химическая терморегуляция отличается от физической терморегуляции?
В чём сущность терморегуляции?
Как влажность влияет на живые организмы, обитающие в наземно – воздушной среде?
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Jonius-уроки это просто 2012