Главная
Биология
Программы
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Тематическое планирование
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Конспекты уроков
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Химия
Программы
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Тематическое планирование
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Конспекты уроков
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
География
Программы
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Тематическое планирование
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Конспекты уроков
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Статьи
 
 
 
 
 
 
 

Адаптивные биологические ритмы организмов.

Тема: Адаптивные биологические ритмы организмов.
Цель: сформировать представление об адаптивных биологических ритмах организмов, показывать пути приспособления организмов к условиям существования.
Оборудование и материалы: таблицы со схемами биологических ритмов разных организмов.
Базовые понятия и термины: биологические ритмы, биологические часы, суточные ритмы, приливно – отливные ритмы, сезонные ритмы, фотопериодизм.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Вопросы к учащимся
Как вы думаете, почему многие процессы протекают периодически?
Какие биологические ритмы вы знаете?
Приведите примеры биологических ритмов у человека.
Каковы причины формирования разных ритмов?
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя
1.Адаптивные биологические ритмы организмов. Это интересная, важная и малообсуждаемая в школьном курсе тема. А между тем, ритмичность – это фундаментальное свойство всех живых  организмов, такое же важное, как наследственность, изменчивость, рост, развитие. Всемирное усилие быть  осуществляется ритмично. Землю можно сравнить с ритмично покачивающейся люлькой, в которой и зародилась жизнь.
Нужно обратить внимание на адаптивность  биологических ритмов и их разнообразие.
2.Суточные ритмы.
3.Приливно – отливные ритмы.
4.Сезонные ритмы.
5.Фотопериодизм.
6.Пути приспособления организмов к условиям  существования.
ИНФОРМАЦИЯ К ТЕМЕ УРОКА
Одно из фундаментальных свойств живой природы  - цикличность большинства происходящих в ней процессов. Вся жизнь на Земле , от клетки до биосферы, подчинена определённым ритмам. Природные ритмы для любого организма можно разделить на внутренние (связанные с его собственной жизнедеятельностью) и внешние (вызываемые циклическими изменениями в окружающей среде).
Внутренние циклы – это прежде всего физиологические ритмы организма. Ни один физиологический процесс не осуществляется непрерывно. Ритмичность  обнаружена в процессах синтеза ДНК и РНК в клетках , в сборке белков, в работе ферментов, деятельности митохондрий. Определённому ритму подчиняются делению клеток,  сокращение мышц, работа желез внутренней секреции, биение  сердца, дыхание, возбудимость нервной системы, т. Е. работа всех клеток, органов и тканей организма. При  этом каждая система имеет свой собственный период.  Изменить этот период  действием факторов внешней среды можно лишь  в узких пределах, а для некоторых процессов совсем нельзя . Такую ритмику называют эндогенной.
Основные внешние ритмы имеют геофизическую природу, так как связаны с вращением Земли  относительно Солнца и Луны относительно Земли. Под  влиянием этого вращения  множество экологических факторов на нашей планете, в особенности световой режим, температура, давление и влажность воздуха , атмосферное электромагнитное  поле, океанические приливы и отливы и др., закономерно изменяются . Кроме того, на живую природу воздействуют и такие космические ритмы, как периодические изменения солнечной активности. Для Солнца характерен  11 – летний и целый ряд других  циклов. Изменения солнечной радиации существенно влияют на климат нашей планеты. Кроме циклического воздействия  абиотических факторов внешними ритмами для любого  организма являются также закономерные изменения активности и поведения других живых существ.
Целый ряд изменений в жизнедеятельности организмов совпадают по периоду с внешними, геофизическими циклами. Это так называемыми адаптивными биологические ритмы – суточные, приливно – отливные, равные лунному месяцу, годичные. Благодаря им самые важные биологические функции организма, такие как питание, рост, размножение, совпадают с наиболее благоприятным для этого временем суток или года.
Адаптивные биологические ритмы возникли  как  приспособление физиологии живых существ к регулярным экологическим изменениям во внешней среде. Этим они отличаются от чисто физиологических ритмов, которые поддерживают непрерывную жизнедеятельность организмов, дыхания, кровообращения, деления клеток и т. Д.
Суточный ритм обнаружен у разнообразных организмов, от одноклеточных до человека. У человека отмечено свыше 100 физиологических функций, затронутых суточной периодичностью: сон и бодрствование, изменение температуры тела, ритм сердечных сокращений, глубины и частоты дыхания, объема и химического состава мочи, потоотделения, мышечной и умственной работоспособности и т. Д. У амеб в течение суток изменяются темпы деления. У некоторых растений к определенному времени  приурочены открывание и закрывание цветков, поднятие и опускание листьев, максимальная интенсивность дыхания.
По смене периодов сна и бодрствования животных делят на дневных и ночных. Например, ярко выражено дневная активность  у домашних кур, большинства воробьиных птиц, сусликов, муравьёв, стрекоз. Типично ночные животные – ежи , летучие мыши, совы,  кабаны, большинство кошачьих, травяные лягушки, тараканы и многие др. Некоторые виды имеют приблизительно одинаковую активность как днём , так и ночью, с чередованием коротких периодов бодрствования и покоя.
3. ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
Чем вызвана сезонная периодичность?
Умеют ли живые организмы реагировать на течение времени?
Каким образом физиологические процессы в организмах согласуются с изменениями в среде обитания?
Приведите примеры ритмов, обусловленных вращением  Луны вокруг Земли?
Могут ли сезонные ритмы влиять на строение организмов?
Для каких групп организмов характерно явление фотопериодизма?
Какие физиологические системы регулируют фотопериодизм?
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
Дать ответы на вопросы
Чем активное приспособление к условиям существования отличается от пассивного?
На какие процессы может влиять продолжительность  светового дня?
Какие органы растений прежде всего реагируют на изменение продолжительности светового периода?
Интенсивность каких жизненных функций организма может зависеть  от времени суток?
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Jonius-уроки это просто 2012