Главная
Биология
Программы
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Тематическое планирование
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Конспекты уроков
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Химия
Программы
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Тематическое планирование
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Конспекты уроков
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
География
Программы
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Тематическое планирование
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Конспекты уроков
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Статьи
 
 
 
 
 
 
 

Урок №  16. Морфология листа. Разнообразие листьев.

Тема урока: Морфология листа. Разнообразие листьев.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о внешнем строении листа, о его основных частях – черешке и пластинке, а так же о  различных   видах листовых пластинок, об особенностях расположении листьев на стебле, о  листопаде, как приспособлении для перенесения растением неблагоприятных условий.
Оборудование   и материалы: таблицы «Внешнее строение листа», «Листорасположение»,  «Типы жилкования листьев»,  гербарный  материал «Виды листовых пластинок», тетрадь с печатной основой, учебник для  7  класса «Биология 7».
Базовые понятия и термины: Лист, листорасположение, черешок, листовая   пластинка, сидячие  листья, жилкование, листопад.
                                             СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ..4мин
Изучение нового материала           ………………………20мин
Закрепление и систематизация знаний и умений учащихся     …………….5мин
Самостоятельная  работа  учащихся………………………………………13 мин
Подведение итогов урока   ……………………….1 мин
Домашнее задание………………………………………………………….1мин.
                                              ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2.Актуализация опорных знаний.
Беседа
Проходя  по  улице,  вы   встречаете  множество  различных  растений, в  том  числе  и  деревьев. Весной и летом  вы  можете  с  легкостью  определить,  что   одно  дерево  отличается  от  другого. 
Благодаря  чему вы это  сделаете? (Ответ: благодаря  тому,  что  у  разных  деревьев  разные  листья). 
Действительно,   листья  у  растений  самые  разнообразные  по  своему  внешнему  строению, и  сегодня  на  уроке  мы и познакомимся  с  этим  интересным и  очень  разнообразным  органом.
Объявление  цели:  целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  изучить  внешнее строение  листа,  разнообразие  листьев,  а  также  познакомиться   с  таким явлением  в  жизни  растений  как листопад.
3. Изучение нового материала.
1. Строение  и  функции  листа.
Работа  с  учебником
На  основании прочитанного  прошу  озвучить  и  записать информацию  о  том,  что  такое  лист,  перечислить  его  функции,  а  так  же  обозначить  основные   составляющие  листа.)
Лист – боковой орган растения.
Функции – фотосинтез,  газообмен, транспирация.
Части  листа  - черешок,  основание   и листовая  пластинка
Рассказ  учителя.
Основание листа -  подушечка,  которая  соединяет    черешок  листа  со  стеблем.
Черешок - удлиненный, стеблевидный.  С его помощью лист прикрепляется к стеблю. Че­решки обеспечивают удобное расположение листьев на стебле по отношению к свету. (Листья с черешками у липы, клена, яблони, тополя.) Иногда у листьев отсутствуют черешки, тогда они крепятся к стеблю пластинкой. Такие листья называют сидячими (алоэ, василек). ( Демонстрирую   таблицу « Внешнее строение  листа»,  гербарии)
Листовая пластинка, как правило, имеет плоскую форму, что создает площадь для поглощения света.
2. Разнообразие  формы  листьев.
Рассказ  учителя
Листовые пластинки различаются по форме. Они бывают: овальные (груша), яйцевидные (подорожник), сердцевидные (сирень), стреловидные (стрелолист).
Края пластинки также могут быть различными: цельными (сирень), зубчатыми (орешник), пильчатыми ( груша) и других разновидностей.
Листья могут быть простыми и сложными. Если на черешке находится одна листовая пластинка, такой лист называют прос­тым, а если две или более — сложным. Листочки сложного листа прикрепляются к основному корешку собственными короткими черешками (клевер, земляника, роза, акация). Во время листопада они отделяются от главного черешка и опадают отдельно.
Сложные  листья  - тройчатые (клубника).  пальчатые (каштан), перистые ( парноперистосложные (ж. акация) и непарноперистосложные (б. акация)
На листьях большинства растений хорошо видны жилки, особенно на их нижней стороне. Жилкование бывает параллельное  (злаки), дуговое (подорожник, ландыш)   и сетчатое (клен, липа).
Среди  жилок  выделяют  крупную  центральную  жилку и более   мелкие – боковые.
Функции – проведение  веществ в разных  направлениях – содержат проводящие  пучки,   обеспечивают  прочность  листа.
Работа  с  учебником.
Листорасположение  -  очередное (яблоня),  супротивное (крапива,  клен), мутовчатое (кукуруза).
3. Листопад
Рассказ учителя
Листья недолговечны. У большинства растений они живут один сезон (несколько месяцев) и опадают с наступление холодов, а в жарких странах - в засушливое время года.
Листопад — одновременное опадание листьев у многолетних растений.. Перед листопадом в листьях происходит ряд изменений. Часть питательных веществ из них оттекает в запасающие ткани стебля и корня. Зеленые листья изменяют окраску, они становятся желтыми или красными. Это связано с тем, что в хлоропластах, наряду с хлорофиллом, содержатся желто-оранжево-красные пигменты — каротиноиды. Но обычно мы их не видим, так как зеленый - цвет хлорофилла преобладает. Когда же осенью хлорофилл разрушается, проявляется окраски каротиноидов, и листья становятся желтыми или красными.
Листопад является приспособлением растений к неблагоприятным зимним условиям. Зимой корни не всасывают холодную
воду из почвы, и растения могут погибнуть от недостатка влаги, если листья будут по-прежнему испарять воду. Сбрасывая
листья, деревья резко уменьшают площадь испарения и этим
защищают себя от высыхания
4. Закрепление и систематизация  знаний.
1.Устный  опрос.
1. Назовите  основные  части  листа  и  продемонстрируйте  их  на  таблице.
2. Перечислите  основные  типы  листовых  пластинок
3. Чем  отличается  простой  лист  от сложного?
4. Перечислите  основные  типы  жилкования листьев. Приведите  примеры  растений  с  разными  типами  жилкования.
5. Что  такое  листопад? Каковы  его  причины?
2. Работа  в  тетради  с  печатной  основой.
5. Самостоятельная  работа  учащихся.
Л. раб. № 9 Морфология и разнообразие листьев.
6.Подведение итогов урока  и  домашнее задание
Учащиеся  самостоятельно  подводят  итоги по  изученному  материалу.

7. Домашнее задание: §, конспект

 

Jonius-уроки это просто 2012