Главная
Биология
Программы
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Тематическое планирование
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Конспекты уроков
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Химия
Программы
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Тематическое планирование
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Конспекты уроков
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
География
Программы
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Тематическое планирование
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Конспекты уроков
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Статьи
 
 
 
 
 
 
 

Тип Моллюски: Общая характеристика и классификация.

Тема урока: Тип Моллюски: Общая характеристика и классификация.
Цель урока: познакомить учащихся с общей характеристикой моллюсков, их разнообразием, значением в приро­де и жизни человека.
Оборудование и материалы: таблица «Моллюски», мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, тетрадь с печатной основой, учебник для 8 класса.
Базовые понятия и термины: моллюски, раковина, наружный скелет, мантия,  мантийная  полость,  почка,  предсердия,  желудочки,  околосердечная  сумка,  слюнные железы, щупальца.
                                             СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап ………………………………………………………….2 мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ...5мин
Изучение нового материала           …………………………20мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся       ……………….5мин
Самостоятельная работа  учащихся……………………………………...10 мин
Подведение итогов урока   ………………………….2мин
Домашнее задание…………………………………………………………...1мин.

                                              ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Актуализация опорных знаний.
Обсуждение проблемной ситуации или вопроса.
Вероятно, каждый видел раковину моллюска. А кто знает, из чего она сделана и для чего служит?
Выслушиваю  мнения учащихся
Объявление  темы урока
Объявление  цели:  целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  познакомиться  с общей характеристикой моллюсков, их разнообразием, значением в приро­де и жизни человека.
3. Изучение нового материала.
1. Общая  характеристика  моллюсков.
Рассказ  учителя  с  элементами  самостоятельной  работы  с  учебником.
Моллюски — весьма крупный по числу видов тип животных. Он на­считывает 130 тысяч видов. Обитают они преимущественно в морях (ми­дии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, пру­довики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни).
Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно разли­чаются — от нескольких миллиметров до 20м. Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро пере­двигаться реактивным способом.
2. Особенности строения  моллюсков
Рассказ  учителя.
Внешнее строение.
Тело лишено сегментации, имеет двустороннюю симметрию (двустворчатые и головоногие) или асимметричное (брюхоногие).
Отделами  тела являются голова с расположенными на ней глазами и 1—2 парами щупа­лец, туловище, в котором расположено большинство внутренних органов,  и нога — мускулистая брюшная часть тела, служащая для передвижения. У двустворчатых моллюсков голова редуцирована.
Тело моллюсков заключено в раковину, защищающую животное.
Наружный слой раковины роговой, средний (фарфоровый) и внутренний
(перламутровый) — известковые. У брюхоногих моллюсков раковина цель­ная в виде колпачка или спирально завитой башенки. У двустворчатых она
состоит из двух створок, соединенных эластичной связкой, зубцами «за­мка» и мускулами - замыкателями. Большинство головоногих моллюсков
раковину утратили.
Внутреннее строение.
1. Туловище моллюсков покрыто кожной складкой — мантией, ко­торая и образует раковину. Между мантией и телом образуется мантийная
полость, в которой располагаются жабры, некоторые органы чувств, аналь­ное отверстие, отверстие выделительных органов.
2. Полость  тела  редуцирована, остатки -  околосердечная  сумка  и  полость  половых  желез.
3. Пищеварительная система состоит из передней, сред­ней и задней кишки. У большинства моллюсков (кроме двустворчатых) в глотке имеется терка — покрытая многочисленными зубчиками. Ею брю­хоногие моллюски измельчают растительную и животную пищу.
Рот – глотка с слюнными  железами, пищевод – желудок – средняя кишка  с печенью, задняя кишка, анальное  отверстие.
4. Кровеносная  система  не замкнутая.

Помимо сосудов часть пути кровь проходит в щелевидных полостях между органами.
5. Выделительная система представлена 1—2 почками. Они являются
видоизмененными метанефридиями. Воронка почки открывается в околосердечную сумку, а выделительное отверстие — в мантийную полость.
6. Органы дыхания у водных моллюсков — жабры,  у наземных — легкое, представляющее собой участок мантийной полости. В стенке легкого
имеется густая сеть кровеносных сосудов, через которые осуществляется
газообмен. Легкое открывается наружу дыхательным отверстием — ды­хальцем.
7. Нервная система разбросанно-узлового типа: пять пар крупных
ганглиев расположены в жизненно важных органах (голове, ноге, мантии,
органах дыхания и внутренностном мешке) и соединены между собой нервными стволами.
8. Из органов чувств наиболее развиты органы химического
чувства, осязания, равновесия, а у подвижных хищников — зрения.
9. Размножение у моллюсков происходит половым способом. Боль­шинство моллюсков раздельнополые животные, реже гермафродиты
(легочные брюхоногие моллюски). У раздельнополых моллюсков оплодотворение наружное, у гермафродитов внутреннее, перекрестное.
У пресноводных и наземных легочных, а также головоногих моллюсков развитие прямое, у морских двустворчатых и брюхоногих моллюсков — с неполным метаморфозом, т.е. с планктонной личиночной стадией, способствующей их  расселению.
3. Классификация  моллюсков
Класс  Брюхоногие
Класс Головоногие
Класс  Двустворчатые
4. Закрепление и систематизация  знаний.
Вопросы для повторения и обсуждения.
1.  Чем моллюски отличаются от других беспозвоночных животных?
2. Перечислите  части  тела  моллюсков.
3. Расскажите о особенностях пищеварительной системы  моллюсков.
4. Расскажите о особенностях кровеносной  системы моллюсков.
5. Самостоятельная работа  учащихся.
Выполнение  заданий  в  тетради  с печатной  основой.
6. Подведение итогов урока  и  домашнее задание

Jonius-уроки это просто 2012